Єгейское искусство

Перейти вниз

Єгейское искусство

Сообщение  Admin в Ср Июн 02, 2010 4:08 pm

Связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), материковой Греции (города Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (город Троя). Расцвет этой древней культуры приходится на 2 тысячелетие до н. э. и примерно совпадает с подъемом искусства Нового царства Египта.

ТРОЯ. КРИТ
Самым древним из центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологами были обнаружены остатки вековых стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс, в замурованном в крепостной стене так называемом кладе» Приама — многочисленные предметы из золота и серебра.
В бронзовый век значительным культурным центром стал Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Именно на Крите во 2 тысячелетии до н. э. на развалинах общинно-родового строя впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города: Кносс, Фест, Гурния. Критская держава в этот период достигает могущества на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства. Религия играла важную роль в жизни критян, но она не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было в странах Древнего Востока.

Архитектура
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы.
Среди них выделялся своими масштабами (16 тыс. кв. ж) и свободной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двухсторонней секиры-лаброса, священной на Крите. Это дало повод назвать дворец Лабиринтом. Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Кносский Дворец
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий (главное строительство относится к 16 в. до н. э.), и хотя в результате ряда катастроф сохранился лишь фундамент или кладка первого этажа, он производит грандиозное впечатление. В центре его находился прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали покои с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами,
лестницами и пандусами. Многие помещения были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев (илл. 20), декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие, название иррациональных. Ствол колонны утолщался кверху, где он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописности и динамики в решении пространства.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Живопись
Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы полуобнаженных стройных женщин и юношей, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей. В помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих — «Дамы в голубом» (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей). Они в открытых, узорчатых платьях, их пышные прически украшены жемчугом. Живым и задорным дан образ молодой девушки в профиль, с огромным сверкающим черным глазом (так называемая «Парижанка»). Свободно переданы стремительные движения в фресках с акробатами (16 в. до н. э., Гераклейон, Музей), прыгающими через быка. Бык принадлежал к наиболее почитаемым животным на Крите. Изображение быка встречается и в критской скульптуре.
В росписях преобладали яркие и светлые краски. Декоративность соединяется в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и узорчатость.

Скульптура и прикладное искусство

Мелкая пластика Крита, так же как и живопись, носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, статуэтки изящных женщин со змеями в руках из цветного фаянса и слоновой кости, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.
Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков—вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклейон, Музей). Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей). В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза из Гурнии (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей) (илл. 19). Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, плавные закругленные контуры приведены в соответствие с очертаниями изображенного на ней осьминога.
Совершенства достигли мастера обработки металлов. Полны движения и страсти сцены борьбы с быками, вычеканенные на золотых кубках из Вафио (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей).

ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 16— 12 вв. до н. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с басилевсами — вождями.

Архитектура и скульптура
Культура материковой Греции отличается от критской большей суровостью и мощью. Ярко выраженный крепостной характер получила дворцовая архитектура. На крутых высоких холмах, из огромных грубо оте-санных камней складывались оборонительные стены города. Толщина стен доходила до 10 ж, высота — до 18—20 м. Такие стены были названы древними греками циклопическими, казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями.
Акрополь (укрепленный холм) в Тиринфе дает цельную картину планировки такого дворца. В отличие от критского дворца-лабиринта в тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиций. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр Акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посредине — так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа храмовой постройки греческой архитектуры. В частности, так называемы!, «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к мегарону.
Особое внимание в микенской архитектуре было уделено укреплению ворот. Центральные ворота крепости Микен «Львиные ворота» (илл. 18) представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Они сложены из двух колоссальных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, над которой в кладке оставлено отверстие, закрытое более легкой по весу плитой со скульптурным рельефом: две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, так называемую «геральдическую» композицию.

Живопись и прикладное искусство

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются ба-тальные сцены и сцены охоты, но в них исчезает свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым — такова фреска из Тиринфе «Выезд охотниц» (14 в. до н. э., Афины, Национальный музей).
Гомер называл Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов н< золота и серебра: кубков, ваз, чаш, бронзовых мечей с рукоятками из сло-новой кости, кинжалов с инкрустациями. Их характер близок к критским, но в них можно видеть и восточные влияния.
В период Троянской войны (начало 12 в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, поло-живших начало новой культуре. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей, которые Греция и Рим передали современной Европе.

Источник: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 785
Дата регистрации : 2010-06-02

Посмотреть профиль http://shalapugina.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения