Искусство Древнего Китая

Перейти вниз

Искусство Древнего Китая

Сообщение  Admin в Ср Июн 02, 2010 4:20 pm

Уже в 3 тысячелетии до н. э. в Китае, на территории плодородных речных равнин, существовали многочисленные древние поселения, строившиеся на высоких холмах, чтобы обезопасить жилье от наводнений. От этого времени сохранились близкие многим энеолитическим культурам тонкие, правильной и благородной формы глиняные сосуды, выполненные на гончарном круге. Они были искусно расписаны узорами в виде ромбов, сетки, спиралей или зигзагов черных, красных, белых и фиолетовых тонов, умело сочетавшихся с формой сосуда. Узоры имели магический смысл и связывались с представлениями о хорошем урожае, громе и молниях, пожарах и засухах.
Расписные сосуды получили название «яншао», по месту первоначальных раскопок, тогда как найденные в большом количестве блестящие, черные, тонкие, как яичная скорлупа, чаши и кубки названы «луншань», также по месту древних стоянок. Многие формы этих предметов древнего гончарного искусства, например трехногих «ли» и амфор, сохранились в Китае в течение последующих веков.

Искусство 2 — середины 1 тысячелетия до н. э. (периоды Шан-Инь и Чжоу)

Во 2 тысячелетии до н. э. на территории Китая возникло первое государство Шан-Инь (по имени племен, его населявших), появились города с характерной для Китая правильной планировкой. В это же время складывается и круг основных символов и мифов, которые изображались в узорах, украшающих сосуды, в произведениях скульптуры и росписях стен. Великолепные бронзовые сосуды этого времени, предназначавшиеся для быта знати и жертвоприношений, отличались изощренностью декора и разнообразием размеров (весом от нескольких граммов до 600 кг). Сосуды выплавлялись в полых глиняных огнестойких формах, где изнутри был оттиснут узор.
Миниатюрные сосуды так же богато украшались орнаментом, как и тяжелые чаши и чаны. Геометрический узор каждого изделия отличался графической тонкостью и состоял из сети таких сложных, многократно повторяющихся линий и завитков, что мастерство их изготовления и сейчас изумляет зрителей. Фантастические рельефные фигуры драконов, символизирующих водные стихии, птиц, символизирующих ветер, вырастали на фоне более плоского орнамента, напоминая то плавники диковинной рыбы, то рогатых ящериц, высунувших острые морды из древесного дупла, то быков, то тигров. Подчас узор изображал страшную звериную условную маску пучеглазого обжоры «тао-те». Связанные с тотемизмом, культом предков и пышными церемониями погребений, бронзовые сосуды отражали и как бы собирали в себе все богатство народных верований и представлений о мире. Строгость расположения орнамента, симметрия и ритм, которые сочетались с фантастикой, определяют и в дальнейшем особенности китайского искусства. Помимо бронзовых сосудов в захоронениях знати найдены и очень тонко прорисованные сосуды из матовой белой глины, похожие по узору на бронзу.

Сами захоронения являли собой большие подземелья, куда сносились украшения и утварь; по представлениям древних китайцев, загробная жизнь мало чем отличалась от земной. Входы караулили выточенные из камня грубые, тяжеловесные фигуры приземистых человеко-тигров, стоящих на коленях в устойчивых позах и оскаливших страшные пасти. Как и бронзовые сосуды, эти фигуры украшались орнаментом. Они должны были отпугивать злых духов.
В 12 в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. В истории китайской культуры это время ознаменовалось сложением основных философских направлений, появлением многих памятников литературы и искусства. Наиболее значительные изменения произошли к середине 1 тысячелетия до н. э., когда постепенно собираются и обобщаются научные сведения, почерпнутые из наблюдений над природой, составляются лунные календари, каталоги звезд. Все эти познания были еще очень примитивны и наивны, неразрывно сплетаясь с религией и мифологией, однако они положили начало попыткам древних осмыслить явления природы. Возникают ранние материалистические и идеалистические философские учения: конфуцианство, даосизм и другие, также обобщившие научные представления о мире и отношениях между людьми. Эти учения оказали большое влияние на развитие китайской культуры, соединившись с древнейшими культами обожествления природы и духов предков.

Именно в этот период развились принципы градостроительства с четкой планировкой городов, в которых прямые проезжие улицы, шириной по девять колесниц каждая, пересекая друг друга под прямым углом, проходили через весь город с севера на юг. Город обносился высокой глинобитной крепостной стеной.
К середине 1 тысячелетия до н. э. относится обнаруженная в сосуде одного из погребений первая картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают и дерутся дракон и феникс — по всей видимости, духи жизни и смерти. Несмотря на условность и еще довольно примитивное изображение человека, эта картина со своим строгим и четким линейным контуром как бы определила дальнейшие особенности китайской живописи тушью.

Иллюстрации

Источник: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 785
Дата регистрации : 2010-06-02

Посмотреть профиль http://shalapugina.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения