Северная Африка и Мавританская Испания

Перейти вниз

Северная Африка и Мавританская Испания

Сообщение  Admin в Ср Июн 02, 2010 4:39 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

В 7—8 вв. страны Северной Африки — Тунис, Алжир, Марокко и Южная Испания — вошли в состав арабского халифата. Искусство этих стран получило название «мавританского». В античную эпоху «маврами» (от греческого слова «темный») называли коренное население древнего, расположенного в северо-западной части Африки государства — Мавритании. После того как в 711 г. арабо-берберские войска вторглись на Пиренейский полуостров, название «мавры» распространилось на них, а также и на всех мусульманских завоевателей, пришедших в Испанию из Северной Африки.
В 10 в. омейядские правители Испании приняли титул халифов. Кордовская держава, представляющая собой сильное государство восточного типа, вступила в эпоху расцвета. Мавританская Испания стала одной из самых богатых и культурных стран Европы. Иноземные путешественники восхищались красотой цветущей Кордовы.

Архитектура
Столица халифата насчитывала сотни мечетей, библиотек, учебных заведений. Великолепные мосты были перекинуты через реку Гвадалквивир, улицы были замощены, многочисленные фонтаны, питаемые большим водопроводом, освежали воздух. Окруженные тенистыми садами, дворцы халифа и знати утопали в роскоши.
Мировую славу заслужила столичная соборная мечеть (илл. 92). Она была заложена в Кордове в 785 г., но окончательно достроена в 10 в. Кордовская мечеть — особый вариант традиционной колонной мечети. Она представляет в плане прямоугольник (180 X 130 м). Лишь небольшая часть этой площади отведена под открытый двор, где у фонтана совершали омовения. Основное пространство занимает колоссальный зал, в котором расположено свыше восьмисот колонн, образующих девятнадцать нефов. Несущие двухъярусные аркады, колонны равномерными рядами заполняют интерьер. Внутреннее пространство делится на громадное число ячеек, каждую из которых образуют две колонны с аркой между ними. Кроме того, этот почти единственный архитектурный мотив как бы снова находит отклик в верхнем ярусе арок. Архитектура мечети подчинена четкой, точно разработанной конструктивной системе. И вместе с тем ее молитвенный зал справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Не имеющие баз, словно выросшие из пола, стволы невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев. От них, подобно переплетенным между собой ветвям, отходят в стороны подковообразные, выложенные из белых и красных камней арки. Человек, попав в полумрак колоннады, которая освещалась светом тысячи висящих серебряных лампад, ощущал себя как бы в нереальной, фантастической обстановке.
В конце 11 в. испанцы оттеснили арабов к югу, но вплоть до 1492 г. сохранился Гранадский эмират — последний оплот арабского владычества в Испании.

Главным архитектурным ансамблем Гранады был дворец Альгамбра, основная часть построек которого относится к 14 столетию. Дворец расположен на высоком холме. Он окружен крепостной стеной красного цвета (по-арабски «красная» —«алхамра»). Дворец поражает богатством интерьеров, предназначенных и для пышных приемов и для интимной жизни восточного властелина. Основные помещения группируются вокруг двух больших открытых дворов — Миртового и Львиного (илл. 93). Но планировка Альгамбры, в которой нет строгой симметрии, отличается свободой. Заполняющие дворы тонкие колонны кажутся расставленными произвольно. Сталактиты словно гигантские соты спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются сложные, построенные на сочетании голубого, красного и золотого, орнаментальные узоры. В убранстве интерьеров применены разноцветные мрамор и камень, раскрашенный алебастр, мозаика и люстровые керамические изделия. В архитектуру дворца органически включены вода и зелень. Бьющие из фонтанов сверкающие струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм.

Альгамбра переносит человека в мир волшебной восточной сказки, покоряет строгим спокойствием, внутренней гармонией и чувством меры.

Прикладное искусство
Прикладное искусство Испании называют обычно «испано-мавританским». Творчество безвестных народных мастеров, как арабов, так и испанцев, служило прекрасным примером плодотворного художественного общения средневековых культур Востока и Запада. Особый интерес представляют получившие мировую известность так называемые альгамбрские вазы, созданные во второй половине 14 в. в Малаге и, по-видимому, предназначенные для украшения гранадского дворца. Это массивные сосуды яйцевидной формы, сильно суженные книзу, с плоскими, несколько напоминающими крылья ручками. Поверхность ваз покрыта люстровым орнаментом в виде горизонтальных фризов. Мощная пластичность ясных округлых объемов сочетается в альгамбрских вазах с изяществом и мягкостью очертаний. К числу наиболее ранних и художественно-совершенных принадлежит так называемая ваза Фортуни, хранящаяся в ленинградском Эрмитаже. Широкую славу в 15 в. приобрели фаянсовые изделия из Валенсии с их звучным сочетанием темно-синего и золота.

Источник: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 785
Дата регистрации : 2010-06-02

Посмотреть профиль http://shalapugina.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения